OOO "МИГ"

МИГ

Решения в области диагностики состояния линий электропередачи

Миг логотип

МИГ

Решения в области диагностики состояния линий электропередачи

skolkovo
Миг логотип
skolkovo
Наша цель – разработка и внедрение инструментов перехода к
риск-ориентированному управлению воздушными линиями электропередачи
Предпосылки

      Источником большей части информации о текущем состоянии ВЛ является визуальное наблюдение во время ежегодных пеших осмотров, а также выборочных подъемов на высоту с фиксацией дефектов в листы осмотров. Диагностирование состояния ВЛ этими методами занимает около 30% рабочего времени персонала службы линий, при этом, часто результаты диагностирования носят субъективный характер.

      К наиболее опасным воздействиям относятся грозы, загрязнение изоляции в том числе продуктами жизнедеятельности птиц, падение и наклон деревьев, гололед и экстремальные метеорологические условия, воздействие организаций и частных лиц.      

      С 25 наиболее значимыми дефектами связаны 43% аварий, 5% аварий вызваны 22 дефектами со средними рисками, а оставшиеся 52% аварий, вызванные грозой и воздействием третьих лиц, являются случайными процессами и не могут быть предсказаны.

        На развитие этих аварий невозможно повлиять при диагностировании, но обычно такие аварии не приводят к серьезным последствиям, сопровождаются успешным АПВ. 44 типа дефектов (прочие дефекты) крайне редко приводят к авариям. Анализ потенциальных способов диагностики дефектов показал, что 31% дефектов могут быть диагностированы только работником линейной службы в месте контроля. Такие дефекты сравнительно безопасны, т.к. развиваются медленно, — относятся к прочим дефектам.

       Такое распределение дефектов делает неэффективными ежегодные обходные осмотры и выборочные осмотры с подъемом на опору электропередачи раз в 6 лет с визуальной и инструментальной фиксацией дефектов, поскольку некоторые дефекты требуют более частого наблюдения, а другие позволяют проводить более редкие проверки.

Концепция

   Мы предлагаем подход, при котором учитываются скорость развития и критичность дефектов при выборе средств диагностики. Совместное применение стационарных устройств мониторинга (СУ) и летательных аппаратов (ЛА) позволит снизить частоту пеших осмотров ВЛ* до 1 раза в 3 года, при условии покрытия СУ и ЛА всех наиболее значимых дефектов и дефектов со средними рисками.

     Концепция может быть реализована в форме услуги для электросетевых компаний по информированию о техническом состоянии и расчету рисков выхода из строя ВЛ. По нашим предварительным расчетам полная стоимость услуги по диагностированию ВЛ при данном подходе составит 3-7% стоимости владения ВЛ и будет определяться точностью прогноза аварий. Качество прогноза в свою очередь определяется плотностью и номенклатурой сенсоров, способом их питания и связи с ними, функциональностью дронов, качеством математических моделей для оценки рисков и др. Стоимость услуги сопоставима с существующими затратами на плановые осмотры, но за счет мониторинга в реальном времени быстроразвивающихся дефектов дополнительно позволит снизить число аварий и, как следствие,  затраты на внеплановые осмотры и устранение последствий аварий.

Мы убеждены, что реализация концепции даст реальный положительный экономический эффект для отрасли
и повысит надежность электроснабжения потребителей
Наш вклад

   До недавнего времени стационарные устройства мониторинга (СУ) и летательные аппараты (ЛА) способны были диагностировать только 16% видов дефектов (диаграмма слева). Представленные на нашем сайте измерительные модули позволяют наблюдать удаленно и даже прогнозировать развитие большинства значимых дефектов, и сейчас мы работаем над созданием полной линейки сенсоров, покрывающих все наиболее значимые дефекты. Следующим шагом мы видим развитие/применение технологий аналитики данных, связи, организации гарантированного автономного электропитания, которые имеют ключевое значение для реализации концепции.